
14 декабря — день памяти Наума-грамотника!
Каждый год 1 сентября миллионы родителей торжественно отправляют своих детей в школу. К этому дню семья готовится заранее: покупается новая школьная форма или одежда, множество школьных принадлежностей, цветы для учителей, сладости для ученика.
1 сентября родители торжественно ведут по улице или везут на автомобиле своё чадо к школе, присутствуют на торжественной линейке, любуясь своей детинушкой, смахивая невольно набежавшую слезу.
Обычно после линейки учитель приглашает родителей в класс, где подробно рассказывается: по каким методикам будет обучаться ребёнок, что необходимо приобрести для лучшего усвоения знаний, чем будут кормить дитя в школьной столовой, к которому часу приходить за ним после занятий.
С каждым годом требования к родителям усложняются, права детей совершенствуются и улучшаются.
При этом дети наши очень часто бывают недовольны обстановкой в школе, едой в школьной столовой, учителями и вообще жизнью.
Если бы существовала машина времени, хорошей профилактикой плохого настроения было бы путешествие в Русь ХVII века.
В те давние времена совсем не так обстояло дело с учёбой. Учебный год начинался не в сентябре, как сейчас. Время для учёбы начиналось 1 декабря по старому или 14 декабря по новому стилю в день пророка Наума.
14 декабря церковь почитает память святого Наума. На Руси этот святой считался покровителем учеников, за что его и прозвали Грамотником.
В старинных книгах XVII века встречаются упоминания о молитвах пророку Науму, покровителю филологов и других грамотных людей, жившему в VII веке до нашей веры. Считается, что святой помогает постигать науки и, прежде всего, оказывает помощь в обучении чтению и письму. Покровитель дня 14 декабря связан с учением. Имя Наум трактовалось, как «ум», значит, «на ум поставит».
Обычно к декабрю заканчивались основные сельскохозяйственные работы, никаких дел в полях и огородах не было, поэтому родители могли обойтись без помощи детей.
1 (14) декабря был первым днём обучения детей дома или в «наученье». В этот день с утра всем семейством отправлялись в церковь, где служили молебен пророку Науму, покровителю знаний и наук, просили благословить ребёнка на учение, затем звали в дом учителя. Обычно в роли учителя в те далёкие времена выступали дьяконы. Зажиточные люди готовились к приходу учителя: разыгрывали своеобразный спектакль: с поклонами и просьбой научить ребёнка учить уму-разуму.
Когда учитель входил в дом, отец семейства брал чадо за руку и подводил его к учителю, затем обращался к вошедшему с просьбой учить дитя уму-разуму, а если будет оказывать непослушание − наказывать.
Ученик кланялся три раза учителю, затем подходил к нему. Учитель символически трижды бил плёткой по спине ученика. Мать в это время плакала и причитала по своему дитяти. После этого действа мать приглашала учителя за стол и подавала ему костяную указку. Учитель торжественно открывал азбуку и указкой показывал буквы ученику. Таким образом, проходил первый урок, полный символики, после чего наступал черёд трапезы, за которой угощали учителя разнообразными яствами и желали ему всяческих благ. На следующий день ученика с указкой и азбукой отправляли к учителю, мать передавала также подарок для наставника. Обычно дарили домашнюю птицу.
Родители ученика, который уже находился в учении, в этот день интересовались его успехами. Опять же, после нанесённых учителем трёх символических ударов плёткой по спине ученик, отвечал на вопросы учителя. Если ответы ученика отличались бойкостью и были правильными, родители благодарили учителя угощением, дарили ему горшок с монетами.
Если же ученик не выдерживал экзамен, в ход опять пускали плётку и уже не совсем символически.
К слову, каждое занятие начиналось с поклонов. Ученики три раза кланялись до земли учителю, слушаться которого они должны были беспрекословно.
Во время уроков не разрешалось есть. Считалось: иначе выученное заешь.
Нельзя после занятия оставлять открытой книгу: иначе всё, что учил, забудешь.
Люди верили, что святой поможет всякому ученику, даже худой разум доведёт до ума.
Конечно, в те времена не все могли позволить себе отправить учиться своего ребёнка. Но желали того многие, так как понимали, что человеку грамотному легче «пробиться в люди». Человек, умеющий читать и писать, в то время всегда мог обеспечить себя и свою семью.
Народ обращался к святому за помощью в моменты, когда требовалось принять разумное решение в делах, со словами: «Пророк Наум, наставь меня на ум».
В наше время считается хорошим знаком 14 декабря отправлять детей учиться к мастерам-художникам, музыкантам, но только не в школы танцев.
Раздавать 14 декабря милостыню считается хорошей традицией, помогающей призывать удачу.
Народные приметы дня:
- Дует северный ветер: наступит сильный холод.
- Звёзды на небе играют, переливаются: начнётся вьюга.
- Слышен глухой собачий лай – к снегопаду.
- Облака плывут против ветра – к похолоданию.
Думаю, современным ученикам не хочется ощущать на своей спине удары плёткой за ошибки и невыученные уроки, да и родители не смогут спокойно наблюдать, как их чадо подвергается, пусть и символически, побоям!